Встраиваемый свет
Фигура на фоне яркого неба – воплощение отчаяния и одиночества, ключевых для модернизма.
По одной из версий художник впечатлился несмолкаемыми криками со скотобойни. По другой – воплями из психиатрической лечебницы. По третьей это изображение перуанской мумии с выставки.
Так или иначе сюжет настолько захватил Мунка, что он создал четыре его варианта.
Создание: 1893 г.
Крик
Бронзовый оригинал авторства Мирона не сохранился. Из 15 фрагментов восстановили скульптуру, которая сейчас хранится в Риме. Несмотря на объем, скульптура рассчитана лишь на зрителей, стоящих прямо перед ней. Поза и лицо атлета – по сути барельеф, характерный для римской архитектуры, но выполненный в виде отдельной скульптуры.
Создание: ок. 450 г. до н.э.
Дискобол
«Она как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую воображение, – писал сам автор о картине. – Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах».
Первое время полотно называлось «Дурочка Аленушка». Но не в обиду героине: «дурочками» в то время называли сирот.
Создание: 1881 г.
Алёнушка