Офисная мебель
Фигура на фоне яркого неба – воплощение отчаяния и одиночества, ключевых для модернизма.
По одной из версий художник впечатлился несмолкаемыми криками со скотобойни. По другой – воплями из психиатрической лечебницы. По третьей это изображение перуанской мумии с выставки.
Так или иначе сюжет настолько захватил Мунка, что он создал четыре его варианта.
Создание: 1893 г.
Крик
«Она как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую воображение, – писал сам автор о картине. – Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах».
Первое время полотно называлось «Дурочка Аленушка». Но не в обиду героине: «дурочками» в то время называли сирот.
Создание: 1881 г.
Алёнушка
Италия XIII века. Знатная дама читала повесть о Ланселоте с братом своего супруга, и между ними вспыхнули чувства. Муж убил обоих, а Роден спустя шесть веков перенес сюжет в мрамор. В руке юноши можно заметить книгу. Любовники обнажены, но губы их не соприкасаются, несмотря на название. Автор словно намекнул, что пара погибла зря, ведь греха между ними так и не случилось.
Создание: 1882 г.
Поцелуй